Официальный сайт Усть-Камчатского муниципального района

Округ = эффективность

18 мая 2023

25 апреля депутаты Законодательного собрания Камчатского края приняли закон о преобразовании Мильковского района в округ. Подобная процедура вскоре ждёт и Елизовский район, а после – и остальные муниципалитеты края, если жители и депутаты примут положительное решение.

На вопросы о том, для чего нужна реформа в структуре власти, какие преимущества и недостатки округа перед муниципальным районом, каким образом будет происходить формирование исполнительной и представительной власти и другие, ответил заместитель председателя Совета народных депутатов Усть-Камчатского муниципального района Евгений Аликин.

 

– Евгений Николаевич, предлагаю начать с событий четырёхлетней давности. В 2019 году была впервые выдвинута инициатива преобразовать Усть-Камчатский район в округ. Но после жарких дискуссий большинство населения не поддержало подобную реформу в структуре власти. Вы принимали активное участие в публичных слушаниях, задавали немало вопросов представителям власти и по итогу голосовали против. Чем была обусловлена тогда Ваша позиция?

– Я родился и всю жизнь прожил в Усть-Камчатске, поэтому судьба посёлка и района мне небезразлична. В 2019 году, когда подняли вопрос об образовании района в округ, у многих жителей возникло много вопросов о целесообразности такого преобразования: чем оно обусловлено, не отменятся ли субсидии по отплате услуг ЖКХ для населения, какова практика подобных преобразований по Камчатскому краю и по стране в целом?

 Широкого информационного освещения не было. Что это? Для чего? Каким образом будет происходить формирование нового руководства округа? В общем, вопросов было много, а ответы на них приходилось искать самостоятельно. Но рабочему человеку, читая те или иные нормативно-правовые акты урывками либо вечерами после своей основной работы, сложно разобраться в официальных формулировках, поэтому оставались вопросы, за ответами на которые мы и пришли на публичные слушания.

В первую очередь задал вопрос о льготах для жителей Усть-Камчатска. Региональный стандарт максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи устанавливается в размере 22 % (для расчёта субсидии также учитывается стандарт нормативной площади жилого помещения). Так вот, в Усть-Камчатске в 2019 году этот порог был снижен до 18 %. Иными словами, семьи с небольшим доходом (это в основном неработающие пенсионеры, многодетные семьи и т. д.) этот порог превышали раньше и, соответственно, затраты на оплату коммунальных услуг несли в меньшем размере. В Ключевском и Козыревском поселениях такой субсидии не было, при этом округ подразумевает равные условия для всех его жителей. Соответственно, возникал вопрос: что будет с этой субсидией по оплате услуг ЖКХ? Она останется и распространится на все населённые пункты, либо её упразднят? Чёткого ответа от представителей власти я тогда не получил.

Также было непонятно по льготам для работников здравоохранения, образования, культуры и пр., то есть тех специалистов, которые работают и проживают в сельской местности, посёлках, сёлах и получают меры социальной поддержки по оплате жилых помещений и коммунальных услуг. Было непонятно, при преобразовании района в округ эти меры социальной поддержки останутся или нет? Как будут выдаваться те или иные справки жителям Ключей, Козыревска? Не отдалится ли власть от жителей?..

Ну, и, конечно, меня интересовало, как будет формироваться состав руководителей, в частности, в Ключах и Козыревске, какие у них будут полномочия и функции, как они будут назначаться, перед кем будут нести ответственность.

Но на эти вопросы понятного и чёткого ответа не последовало. Плюс практики преобразования других районов края в округа также ещё не было. В связи с этим мой голос был против.

 

– Каково сейчас Ваше мнение по этому поводу?

– Прежде чем ответить, вернусь к вопросам, которые задавались в 2019-м. Сейчас ситуация изменилась и по ним появилась ясность.

Уже понятно, что для того чтобы субсидию по оплате услуг ЖКХ распространить на всех жителей округа (а не только на Усть-Камчатск), необходимо возможность этой льготы обозначить в уставе округа, принять соответствующие нормативно-правовые документы и предусмотреть в бюджете эти средства. Потребуется около 6,5 миллиона. Но в любом случае принимать решение депутатам округа.

По льготам медицинским, фармацевтическим, педагогическим работникам, а также сотрудникам учреждений культуры, спорта и пр. тоже появилась ясность. Меры социальной поддержки этим и другим специалистам установлены Законом Камчатского края от 04.12.2008 № 173 «О мерах социальной поддержки специалистов, работающих и проживающих в отдельных населённых пунктах Камчатского края, по оплате жилых помещений и коммунальных услуг». Поэтому все меры социальной поддержки этим специалистам останутся неизменными.

Также надо не путать то, что посёлки и сёла – это территориально-административные единицы, то есть часть территории Камчатского края с установленными границами, со своим наименованием, имеющие инженерную, транспортную и социальную инфраструктуру. С созданием округа меняется система управления территорией, но никак не категория населённых пунктов. А наши посёлки и сёла как были сельскими населёнными пунктами, так ими и останутся. Это закреплено в Законе Камчатского края от 29.04.2008 № 46 «Об административно-территориальном устройстве Камчатского края».

Если говорить про справки и иные документы, выдаваемые органами местного самоуправления, то здесь нельзя не признать, что за последние несколько лет интернет-возможности шагнули существенно вперёд. Количество услуг, предоставляемых через портал «Госуслуги», постоянно увеличивается, в том числе предоставляются справки, документы с электронной подписью, в масштабах страны осуществляется переход на электронную трудовую книжку и т. д. У нас уже наладились и успешно практикуются посредством видеоконференцсвязи приёмы должностными лицами граждан. Многие курсы повышения квалификации специалистов, переподготовка проводятся через Интернет, при необходимости организуется дистанционное обучение учащихся наших школ.

Поэтому на сегодня говорить об отдалении власти от народа, о выстраивании каких-то административных барьеров неуместно.

По формированию органов местной власти в округе сейчас также есть общее понимание. Сперва жители выбирают депутатов округа, затем избирается глава округа, который представляет для рассмотрения депутатам структуру администрации округа.

 

– А как же социальные услуги жителям посёлков?

– Смотря что мы подразумеваем под этими словами.

Если говорим, к примеру, про набор соцуслуг (лекарственные препараты, путёвки на санаторно-курортное лечение, бесплатный проезд к месту лечения и обратно), то их предоставляет Социальный фонд России. Социально-бытовые, социально-медицинские и прочие в масштабах района оказывает краевое учреждение «Усть-Камчатский комплексный центр». Также во всех наших поселениях работают МФЦ,социальную поддержку населению района (адресная материальная помощь, соцконтракты и т. д.) оказывают работники отдела соцподдержки района. Здесь ничего не меняется.

Отвечая на этот вопрос, хочу сказать вот ещё о чём. В Усть-Камчатске и Ключах есть граждане, которым присвоено звание «Почетный житель поселения». Для них местными депутатами установлены определённые льготы. Их немного, но они всё же есть. Для почётных граждан Ключей и Усть-Камчатска они в чём-то совпадают, а где-то разнятся. Скажем, совпадают в части бесплатного проезда в муниципальном транспорте, бесплатного предоставления путёвки и проезда на санаторно-курортное лечение и т.д. А разнятся, к примеру, в том, что почётные жители Усть-Камчатска имеют такую льготу, как освобождение от оплаты жилищно-коммунальных услуг и абонентской платы за телефон, а в Ключах такого нет. Но при этом почётные жители Ключей ежегодно могут получить разовое денежное вознаграждение ко Дню посёлка, в Усть-Камчатске – нет. При преобразовании района в округ, моё мнение, необходимо льготы почётных жителей посёлков приравнять к льготам почётных жителей района, объединить их, дополнить и распространить их действие на почётных граждан округа. Это решение опять же зависит от депутатов.

Очень много и долго говорю, но вопрос очень важный и сложный для всех нас, и просто сказать «да» или «нет» без подробного разъяснения своей позиции было бы неправильно!

Моё мнение: да, необходимость перехода на одноуровневую систему управления муниципалитетами назрела, и, самое главное, это возможно в нашем районе.

 

  - Вы упомянули двухуровневую и одноуровневую системы власти и о том, что первая уступает второй в эффективности. Можете объяснить?

– Нынешняя модель управления в Усть-Камчатском районе двухуровневая. У нас есть глава района, а также главы Усть-Камчатского, Ключевского и Козыревского поселений. Последние руководят в поселениях самостоятельно, и глава района согласно законодательству не может никаким образом на них воздействовать. Они не являются его прямыми подчинёнными. И, естественно, случаются ситуации, когда отношения между властями поселений и района не всегда складываются конструктивно. О какой эффективности развития района, посёлков тогда можно говорить? Мы работаем в единой системе власти, и крайне важно взаимодействовать, а не быть как лебедь, рак и щука в известной басне. Мы же все помним мораль этого произведения: когда каждый тянул воз на себя, сдвинуть с места его не удавалось.

От этого страдают в первую очередь жители.

Другой пример. Главе поселения не удаётся решить проблемы села, они копятся, недовольства населения растут. Сейчас глава района не может напрямую решать проблемы посёлка. Пресловутая двухуровневая система управления не позволяет. Чтобы глава района помог решить проблемные вопросы в посёлке, необходимо пройти длительные процедуры: продумать возможность передачи тех или иных полномочий села на район, подготовить соответствующее соглашение о передаче полномочий, при необходимости изыскать денежные средства в районном бюджете, организовать и провести сессии районных депутатов, сессии сельских депутатов и т.д. Всё очень растянуто по времени.

И, естественно, глава района и воздействовать не может на неэффективного управленца. Закон не позволяет… В округе такого не будет. За решения всех вопросов местного значения несёт ответственность глава округа. Руководители структурных подразделений станут непосредственными подчинёнными главы округа. Он их будет назначать, и он же имеет полное право применить в отношении них меры дисциплинарного воздействия, если со своей работой кто-то не справится. В этом, кстати, прослеживается усиление вертикали власти в муниципалитете, но никак не ликвидация «остатков самоуправления».

Сейчас, при двухуровневой системе, в каждом поселении есть Собрание депутатов, плюс – Совет народных депутатов в районе. Из-за этого некоторые процедуры могут существенно затягиваться. К примеру, реализация крупных программных мероприятий (будь это национальные или региональные проекты и так далее) очень часто требует местного софинансирования. Если мероприятие масштабное и дорогостоящее, то чаще всего в бюджете поселения просто нет средств даже для софинансирования. Тогда органы местного самоуправления поселения обращаются за финансовой помощью в район. Глава района принимает решение о том, что необходимо изыскать средства, далее этот вопрос рассматривают депутаты района. В случае положительного решения в поселении тоже должна пройти сессия местного Собрания, чтобы принять изменения в бюджет. И только после этого поступают средства в казну посёлка. Долго, не правда ли?

При одноуровневой системе всё гораздо проще. Депутатский орган один, соответственно, если что-то понадобилось, народные избранники в короткие сроки собрались на сессию, приняли решение – и администрация исполняет это решение. Всё. Это гораздо эффективнее и проще.

И так как в состав депутатов округа войдут представители всех населённых пунктов, интересы их жителей будут представлены в полном объёме, и, соответственно, опасения по поводу того, что весь бюджет останется в Усть-Камчатске, беспочвенны, поскольку утверждают бюджет муниципалитета именно депутаты.

 

– Если не ошибаюсь, так называемая одноуровневая система управления была раньше?

– Совершенно верно, до 2005 года. Старшее поколение об этом помнит. В двух словах, в 2003 году был принят ныне действующий закон о местном самоуправлении, установивший дату вступления в силу 01.01.2006 года. Поэтому, исполняя требования закона, в 2005 году были сформированы органы власти в поселениях – депутатские корпуса, главы поселений, администрации посёлков, и, как уже говорил ранее, у нас в районе вместо одного главы стало четыре, вместо одной единой администрации сформировали четыре.

 

– Какие ещё преимущества даёт преобразование муниципального района в округ?

– Самый существенный я назвал выше – это повышение эффективности управления территорией.

Ещё одно преимущество – сбалансированность бюджета. Сейчас их у нас четыре: района и каждого поселения в отдельности. В округе бюджет единый. В совокупности он, наверное, не увеличится, но он будет общий. Это позволит избежать ситуаций, когда размеры бюджетов населённых пунктов в части собственных доходов значительно различаются. Денежные средства будут планомерно направляться на развитие посёлков, это позволит реализовывать планы долгосрочного развития и даст толчок для реализации более масштабных мероприятий.

Единая администрация – это и усиление кадрового потенциала, в том числе и возможность концентрировать управленческий персонал в проблемных сферах.

Помимо этого, существенно повысится эффективность управления имуществом.

То муниципальное имущество, которое не востребовано в одном посёлке, может быть очень необходимо в другом. И быстрота его передачи позволяет оперативно решать острые вопросы. Сейчас, чтобы простаивающее имущество в одном посёлке переместить в соседний, необходима процедура всевозможных согласований передачи – согласование с депутатами поселения, с профильным министерством… Всё это очень долго. А в рамках округа при острой необходимости можно направить оперативно имущество туда, где оно востребовано в конкретный момент времени.

Единство территории района позволит снизить административные барьеры для прихода инвесторов на территорию муниципалитета, тем самым повышается инвестиционная привлекательность наших посёлков.

Ну и, конечно, переход в округ позволит сократить организационные и финансовые затраты на проведение выборных кампаний в районе. Сейчас мы с определённой периодичностью избираем три депутатских корпуса и глав Ключевского и Козыревского поселений.

 

– Наверняка есть и минусы?

– Вопросы, которые прозвучали в самом начале, – это и были, в моём понимании, минусы. Но мы их вроде бы обсудили и видим пути решения.

Минусы здесь будут скорее для специалистов администрации округа. Потому что работы станет в разы больше, а кадровые ресурсы останутся в том же количественном составе.

Как я говорил ранее, многие вопросы мы прорабатываем уже сейчас, если и будут в процессе преобразования всплывать отрицательные моменты, то готовы решать их в ручном режиме.

Будут ли какие-то подводные камни при переходе? Скорее да, чем нет. Нужно ли будет актуализировать, перерабатывать нормативно-правовую базу? Да. Ведь процедура новая, в любом случае возникнут какие-то вопросы и сложности. Но мы готовы к этому. Многие понимают, что преобразование необходимо для равнозначного развития населённых пунктов и района в целом.

К тому же преобразование района в округ уже проходит у наших соседей, готовы перенимать их опыт решения возникающих проблем.

 

– А рабочие места? Специалисты администраций поселений не останутся без работы?

– Здесь нужно разграничивать людей и должности. Те должности, которые дублируются в поселениях и в округе, скорее всего, будут оптимизированы. Но появится потребность в новых специалистах, ведь количество вопросов местного значения в округе больше, чем в селе. Задача – максимально сохранить уже работающих специалистов администраций села, при необходимости организовать процесс переподготовки кадров. Работникам предложат альтернативные варианты. А дальше всё зависит от человека, согласится он на новые условия или нет.

 

– Создание округа – это же неизбежная процедура? Насколько известно, вскоре выйдет федеральный закон, который обяжет проводить преобразования муниципальной власти.

– Верно. В настоящее время на рассмотрении в Госдуме находится проект Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти». Сейчас он проходит второе чтение, вносятся поправки. Кстати, их уже более тысячи. Как только процедуры согласования завершатся и закон вступит в силу, преобразования в структуре власти ждёт в обязательном порядке все муниципальные районы не только Камчатки, но и страны.

При этом процесс преобразования уже идёт в рамках действующего закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». За последние несколько лет в России образовано 180 округов – в Пермском крае, Кемеровской области, Приморском крае и т.д. У нас, в Камчатском крае, не так давно образован Алеутский округ, идёт процесс преобразования в Мильковском и Елизовском районах.

 

– Кто будет избирать главу округа и депутатов?

– Процедура по формированию депутатского корпуса останется без изменений. Жители решат, кто из заявившихся кандидатов достоин и сможет выполнять работу депутата.

В части выборов главы округа законодательством Российской Федерации предусмотрено три варианта. Первый – это прямые выборы, когда голосует население. Второй – выборы представительным органом власти из своего состава. То есть после формирования депутатского корпуса глава избирается из числа народных избранников. И третий – конкурсная основа, когда формируется комиссия, которая в несколько этапов проводит отбор кандидатов, изъявивших желание занять высокий пост. А затем из претендентов, успешно прошедших отбор, депутаты выбирают главу. По такому, третьему, принципу в нашем районе избирается глава муниципалитета.

 

– По Вашему мнению, какой из предложенных вариантов наиболее подходит для нашего района или округа?

– Вопрос очень интересный! Отвечу с пояснением. Для всех нас на первый взгляд оптимальным кажется, что должны быть прямые выборы главы жителями… И мы категорически, не разобравшись, отметаем любые другие варианты. Как-то потихоньку, ненавязчиво нам внушили, что если выборы главы на конкурсной основе, то решает какая-то конкурсная комиссия, а жители, депутаты ничего не решают.

Не так давно на конкурсной основе у нас был избран главой района Олег Сергеевич Бондаренко. Я, как депутат, принимал участие в работе и конкурсной комиссии, и непосредственно голосовал на сессии при рассмотрении этого вопроса. То есть всю эту процедуру видел изнутри. И ничего страшного, непонятного нет.

Первое: формирование самой комиссии построено на паритетной основе – 50 % членов комиссии от депутатов, 50 % назначаются губернатором. Все решения конкурсной комиссии принимаются большинством голосов. При равенстве голосов решения не принимаются. Иного варианта не предусмотрено.

Второе: конкурсная комиссия принимает, проверяет документы от всех желающих кандидатов и проводит собеседование с претендентами, задавая равное количество вопросов, тем самым проверяя знание участником конкурса требований федерального законодательства и законодательства Камчатского края, муниципальных правовых актов Усть-Камчатского района, связанных с исполнением полномочий главы района, основ государственного управления и местного самоуправления.

Третье: по итогу конкурсная комиссия кандидатуры участников конкурса представляет районным депутатам, и на сессии депутаты, заслушав доклад каждого из кандидатов, задав вопросы и получив на них ответы, открытым голосование принимают решение. Подчеркну – депутаты выбирают на сессии из числа кандидатов главу муниципалитета. Всё.

Поэтому в моём понимании конкурсная основа по выборам главы наиболее подходящая.

 

– Ранее Вы говорили, что согласно процедуре сперва будут избраны депутаты округа. А Вы будете выдвигать свою кандидатуру в депутаты округа, если преобразования поддержат жители?

– Не могу ответить на этот вопрос, поскольку выдвижение кандидатом в депутаты зависит в первую очередь от жителей – поддерживают тебя или нет. Но могу сказать одно точно: я ни капли не жалею, что в 2020 году подал документы на выборы, а затем благодаря поддержке населения стал депутатом.

Моей целью была и остаётся помощь людям. Не всё получается, как ты думал и предполагал. И очень приятно, когда удаётся добиться положительных результатов, решить проблему конкретного человека или весомой части населения. Несмотря на весь негатив, который идёт в сторону депутатов, мы продолжаем работать.

В современных условиях успешное, плодотворное взаимодействие администрации и депутатского корпуса становится ключевым фактором эффективности управления и развития района. Работа представительной и исполнительной власти выстраивается именно по такому принципу.

С приходом Олега Сергеевича Бондаренко на должность главы района мы увидели, что он чётко понимает, что благоустройство территорий и развитие туризма на сегодня у нас достаточно сильно поддерживаются на региональном и федеральном уровнях и мы активно включены в развитие этих направлений, но вместе с тем нам необходимо не упускать из виду и концентрировать силы на решении фундаментальных вопросов – развитие сельского хозяйства, ремонт и реконструкция ветхих и аварийных сетей, качественное содержание транспортной инфраструктуры, обеспечение безопасности.

Не без проблем, но всё же сейчас совместно двигаемся в решении и этих вопросов.

Кроме того, совместно с администрацией Усть-Камчатского муниципального района решаем вопросы кадрового дефицита. С этого года у нас начинает активно работать программа целевого и внебюджетного обучения. Проведён мониторинг того, какие профессии востребованы именно в нашем муниципалитете. Уже есть 15 человек из числа как выпускников школ, так и жителей, готовых учиться, а после вернуться в родные посёлки и работать на их благо.

Удалось решить вопрос с расписанием движения автобусов в Усть-Камчатске. Последние несколько месяцев в социальных сетях нет особых претензий к частоте движения общественного транспорта в Усть-Камчатске.

Оптимизация средств в бюджете для ликвидации последствий извержения Шивелуча в Ключах, Козыревске, Майском – также положительный пример совместной работы администрации и депутатов.

Позитивные моменты действительно есть. А чтобы работа органов местного самоуправления стала более эффективной, нам нужно поменять структуру власти. Надеюсь, жители прислушаются к аргументам либо сами изучат вопрос и поймут, что округ – это не прихоть каких-то конкретных чиновников, а возможность заложить основу для улучшения жизни в нашем районе!

Консультант аппарата СНД УКМР

Юлия Молчанова

  • камчаткаменяется.рф
  • www.kamgov.ru/national-project
  • благоустройство
  • Правительство Камчатского края
  • Законодательное Собрание Камчатского края
  • обжалуйте решение
  • Оцените эффективность деятельности органов местного самоуправления
  • Госуслуги Камчатского края
  • Электронный информационно-образовательный комплекс Камчатского края
  • Муравьев-Амурский
  • ресурсы

Страница создана: 18.05.2023   Страница изменена: (18.05.2023 | 15:21)