Официальный сайт Усть-Камчатского муниципального района

Внесём поправки в Основной закон

04 марта 2020

22 апреля 2020 года россиян призывают к всенародному голосованию по изменению Конституции Российской Федерации. Это будет среда, объявленная дополнительным выходным днём с сохранением среднего заработка.

Действующая Конституция была принята на референдуме в 1993 году. В нём приняли участие свыше 58 млн россиян. Конституция за время своего действия неоднократно корректировалась. Так, в период с 1996 по 2008 год в неё были внесены изменения, связанные с укрупнением субъектов РФ, а также их переименованием. В 2009 году были внесены более существенные коррективы, когда был расширен срок избрания президента до 6 лет (ранее он избирался на 4 года), а депутатов Госдумы стали выбирать на 5 лет (ранее – на 4 года). Также в обязанности правительства включили регулярную отчётность перед Госдумой по результатам работы. В 2014 году в Конституцию внесли изменения, связанные с объединением ВС и ВАС РФ, а также с принятием в состав РФ Крыма и Севастополя, введением должности федерального сенатора.

 

По мнению президента Владимира Путина, Основной закон до сих пор справляется со своими функциями и не подлежит кардинальным изменениям, но некоторые положения необходимо привести в соответствие с текущими потребностями и целями развития страны. Изменения, которые предложил В. В. Путин, уже назвали революционными.

15 января – президентом предложены поправки в Конституцию. Сформирована рабочая группа в количестве 75 человек для подготовки предложений о внесении поправок. Состав группы можно посмотреть в документе на сайте Кремля.

20 января – законопроект о поправках вынесен на рассмотрение нижней палаты парламента.

23 января – Госдума единогласно приняла в первом чтении президентский законопроект о поправке к Конституции.

3 февраля. Опубликован опрос ВЦИОМа. Около 80 % россиян считают поправки, предложенные президентом страны Владимиром Путиным, важными и поддерживают их. 11 февраля. Кремль объявил дополнительный выходной для голосования по Конституции. Голосование пройдёт в среду 22 апреля.

 

В Послании Федеральному Собранию 15 января 2020 года президент указал на то, что со времени принятия Конституции прошло уже более 25 лет, и текущие российские реалии сегодня изменились. Конституция 1993 года принималась в кризисный период российской истории, который существенно отличается от текущей конъюнктуры.

Хотя налицо ряд острых экономических и социальных проблем, в целом ситуацию в стране можно охарактеризовать как стабильную. Именно такие причины президент озвучил в качестве оснований для изменения Конституции. Озвученные предполагаемые поправки в Конституцию не затрагивают её базовых основ, поэтому они могут быть утверждены парламентом. Но с учётом того, что коррективы предполагают существенное изменение действующей конфигурации политической системы, а также изменение деятельности законодательной и судебной властей, то президент посчитал необходимым провести всероссийский референдум по вопросам изменения Конституции. Таким образом, В. В. Путин анонсировал всеобщее голосование по конституционным поправкам.

В ходе Послания Федеральному собранию Президент предложил закрепить в Конституции изменения по 10 пунктам:

 

Приоритет Конституции РФ над международным правом на территории страны. Фактически это означает, что международные договорённости, подписанные РФ, действуют только в той части, в которой они не ограничивают права и свободы граждан и не противоречат Конституции. В настоящее время международное право по Конституции выступает составной частью правовой системы. Если международный договор устанавливает отличные от российских законов правила, то применяются нормы международного договора. Таким образом, данная поправка направлена на укрепление российского суверенитета.

 

Ужесточение требований к кандидатам на президентский пост. Теперь для того, чтобы претендовать на президентский пост, кандидат должен проживать в стране в течение не менее 25 лет и не иметь иностранного гражданства. Пока же в числе требований к кандидатам в президенты значатся возраст не менее 35 лет и постоянное проживание в РФ не менее 10 лет.

 

Запрет на иностранное гражданство или иностранный вид на жительство для представителей власти. Такие запреты предполагается распространить на глав регионов, депутатов Госдумы, министров, судей и ряд других должностных лиц («критически важные» должности). Указанный запрет действует и сегодня, но предполагается закрепить его на конституционном высшем уровне.

 

Изменение статуса и полномочий Госсовета (действует с 2000 года) и усиление позиций губернаторов. Эксперты полагают, что данный губернаторский институт доказал свою эффективность, в связи с чем его роль и значение нужно повышать. Президент предложил повысить роль губернаторов в процессе принятия значимых для федерального уровня власти решений.

 

Изменение роли парламента. Теперь кандидатура Премьера должна пройти утверждение Госдумой, а Президент не вправе отклонить одобренного кандидата. Помимо утверждения кандидатуры Председателя Правительства, предполагается, что Госдума примет участие в формировании Правительства. Сейчас эти полномочия, которые передаются Парламенту, являются прерогативой Президента. Тем не менее за главой государства сохранится право на отстранение главы Правительства или иных министров при утрате доверия или ненадлежащем исполнении должностных функций. За Президентом также будет сохранено право руководства ВС и силовыми структурами.

 

Изменения в назначении руководителей силовых ведомств и прокуроров регионов. Теперь такие назначения Президент сможет сделать только по результатам предварительных консультаций с Советом Федерации.

 

Закрепление в Конституции РФ социальных гарантий. Законодательно закреплено условие, по которому МРОТ должен быть не ниже прожиточного минимума. Предлагается ввести это правило в Конституцию. Ещё одна «косметическая поправка» – это закрепление норм об индексации пенсий и достойного пенсионного обеспечения. Пенсия в настоящий момент индексируется 2 раза в год, но Конституция этот вопрос не регулирует.

 

Усиление роли Конституционного суда. К новым правам Конституционного суда отнесут право проверки законопроекта на конституционность по запросу Президента.

 

Наделение Совета Федерации полномочиями отрешать от должностей судей КС РФ и ВС РФ. Снятие с должности судей такого уровня допускается по представлению президента и при совершении ими грубых проступков, порочащих честь и достоинство.

 

Закрепление принципов единой системы власти. Предлагается также убрать ограничение «не более двух президентских сроков подряд» и заменить на «не более двух президентских сроков». Хотя сам президент подчеркнул, что этот вопрос не является принципиальным. По действующей редакции один президент не может находиться у власти более двух сроков подряд. Именно это положение Конституции позволило самому В. В. Путину получить пост президента в третий раз в 2012 году и в четвёртый раз в 2018 году.

 

Затем президент Владимир Путин внёс в Госдуму новые поправки в законопроект об изменении Конституции ко второму чтению:

 

Брак описан как союз мужчины и женщины. Защита брака, а также институтов «семьи, материнства, отцовства и детства» находится в ведении России как государства.

 

Вводится статья об исторической преемственности Российской Федерации, в которой упоминается «память предков, передавших нам идеалы и веру в Бога». Статья не прописывает явно роль Бога, но отмечает, что Россия является правопреемницей СССР.

 

В пункте о государственном языке России русский язык назван «языком государствообразующего народа». При этом отмечено, что «государствообразующий народ» равноправен с другими народами России, а другим народам гарантируется право на сохранение родного языка.

 

Согласно поправкам, «не допускаются» призывы к отчуждению территорий России и действия, направленные на отчуждение. Исключение сделано для уточнения границы (делимитации и демаркации) с соседствующими с Россией государствами;

 

Аналогичным образом «не допускается» умаление подвига народа при защите Отечества. Устанавливается право и обязанность государства «защищать историческую правду».

 

Закрепляется соответствие МРОТ величине прожиточного минимума: первый не может быть ниже последнего в целом по стране.

 

Поправки закрепляют право государства вводить ограничения для кандидатов на государственные посты. В частности, для глав регионов и федеральных ведомств вводятся ограничения по возрасту (от 30 лет), а также запрет держать деньги в зарубежных странах и иметь вид на жительство другого государства. Похожие требования вводятся для премьер-министра, его заместителей, членов Федерального собрания, прокуроров и уполномоченного по правам человека.

 

Нововведения для президентов. Ценз осёдлости для кандидата в президенты увеличивается с 10 до 25 лет. Президенту России запрещается когда бы то ни было быть гражданином другой страны. При этом для граждан Крыма, постоянно проживавших на полуострове, сделано исключение: для граждан «государства или территории, принятой в Российскую Федерацию», положение о гражданстве не действует.

 

Отдельные федеральные органы власти могут работать не из Москвы, а из другого города, их переезд за пределы столицы определяется федеральным конституционным законом.

 

Упоминание Бога. Одним из наиболее спорных предложений является включение в основной закон России положения о вере в Бога. Дело в том, что РФ – светское государство, в котором религия официально отделена от власти, а решения правительства не могут иметь религиозного обоснования. Включить это упоминание в Конституцию предложил патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Как говорила сопредседатель группы Талия Хабриева, само слово «Бог» в основном законе может появиться в историческом контексте – такая поправка не будет задевать статьи о свободе вероисповедания и светском государстве.

 

Принимаемые поправки призваны сделать политическую систему РФ более сбалансированной, с более дифференцированной системой сдержек и противовесов между ветвями и уровнями власти.

Отдельного внимания заслуживает именно усиление роли регионов через повышение значимости института губернатора. Это идёт в противовес с ранее доминирующей тенденцией на централизацию власти. Некоторые эксперты предположили, что сам В. В. Путин может занять определённый пост в Госсовете и сохранить за собой важнейшие властные рычаги.

Важное значение имеет усиление законодательной ветви власти через передачу Госдуме отдельных полномочий по утверждению Правительства. Но это не означает перехода РФ к парламентской республике, так как глава государства сохраняет за собой статус ключевой фигуры в политической системе, и именно у него сконцентрированы ключевые функции.

Что касается закрепления ряда социальных обязательств в Конституции в части зарплат и пенсий, то они не окажут существенного влияния на социально-экономическую ситуацию, так как эти нормы и в текущий момент находятся в рамках федеральных законов. Можно предполагать, что вынесение конституционных поправок на референдум призвано придать легитимность изменённому политическому строю и дать возможность рядовым гражданам ощутит сопричастность с принимаемыми важнейшими решениями на федеральном уровне.

Таким образом, изменения в Конституцию, которые предложил президент РФ, распространили своё действие на социальные обязательства государства перед гражданами, на положение чиновников и главы государства, а также на конфигурацию политической системы. С учётом важности и значимости поправок предполагается, что окончательное решение по их дальнейшей судьбе примут российские граждане на референдуме, который состоится 22 апреля 2020 года.

 

2 марта стало последним днём приёма поправок к президентскому законопроекту об изменении Конституции. Более 300 предложений поступило на рассмотрение профильного комитета Госдумы, ещё 600 – в рабочую группу по поправкам к основному закону России. В итоговый вариант документа попадёт лишь небольшая часть из предложенных изменений.

Госдума планирует рассмотреть президентский законопроект по Конституции во втором чтении 10 марта. Как ожидается, закон пройдёт третье чтение 11 марта, а общероссийское голосование по изменению Конституции состоится 22 апреля. Голосование по поправкам проводится после того, как текст поправок одобрят две трети субъектов, а Конституционный суд проверит их на соответствие «неизменяемым» 1, 2 и 9 статьям Конституции. Для того чтобы поправки был приняты, за них должны проголосовать более 50 % участников голосования. После объявления результатов президент подписывает указ, которым вводит дату вступления поправок в силу.

 Наталья Нарышкина,

при использовании материалов сайтов

vedomosti.ru, zakonguru.com

Какое у вас образование?

Результаты голосования
  • Сайт переписи населения 2020
  • #МЫВМЕСТЕ
  • Электронный информационно-образовательный комплекс Камчатского края
  • Законодательное Собрание Камчатского края
  • Госуслуги Камчатского края
  • Правительство Камчатского края