Официальный сайт Усть-Камчатского муниципального района

Устранить дефекты речи – их задача

14 ноября 2017

14 ноября мир отмечает Международный день логопеда – профессиональный праздник представителей одной из наиболее важных социальных профессий.

Логопед – это коррекционный педагог, занимающийся устранением речевых нарушений у детей и взрослых. В большинстве своём эти специалисты занимаются с детьми. Они не только «ставят» звуки, но и развивают речь у ребёнка. Такая работа учителя-логопеда способствует развитию у детей внимания, зрительного и слухового восприятия, готовит к полноценной трудовой и общественной жизни ребят с различными отклонениями и нарушениями речи. Главная задача педагога в образовательных учреждениях заключается в устранении тех или иных дефектов речи у детей.

В Усть-Камчатском районе трудятся девять логопедов. Алёна Александровна Ашихмина работает в МБОУ СШ № 2; Наталья Фёдоровна Джирингова занимается с детьми в МБОУ СШ № 4; Инга Васильевна Ишмуратова преподаёт в МБОУ СШ № 5; в МБОУ СШ № 6 трудится Ирина Михайлова Климина. С ребятами в МБДОУ № 9 «Ёлочка» занимается Виктория Александровна Тебнева. В МБДОУ № 17 «Золотой петушок» обучает детей правильной речи Наталья Алексеевна Горшенина. В МБДОУ № 40 «Золотой ключик» развитием речи у детей занимается Марина Викторовна Тищенко, а в МБДОУ № 13 «Солнышко» трудится Екатерина Аркадьевна Сенотрусова.

В посёлке Усть-Камчатске на базе детского сада общеразвивающего вида № 6 «Снежинка» функционирует логопедический пункт, там работает учитель-логопед Антонина Геннадьевна Михалева. Именно о ней наш сегодняшний рассказ.

Антонина Геннадьевна родилась в городе Петропавловске-Камчатском, но в возрасте двух лет вместе с родителями переехала жить в посёлок Усть-Камчатск, где в 1979 году окончила среднюю школу. В 1988 году получила специальность «учитель русского языка и литературы» в Комсомольском-на-Амуре государственном педагогическом институте. Но по профессии в усть-камчатской средней школе, а также в одной из школ г. Новокузнецка проработала только около 5 лет. В 1991 году Антонина Геннадьевна, узнав, что в Петропавловске-Камчатском организовали курсы логопедов, решила попробовать себя в новом деле.

Свой трудовой путь по специальности «учитель-логопед» Антонина Михалева начала в 1995 году в детском саду-школе для детей с нарушениями зрения № 260 г. Новокузнецка.

«В 2003 году тогдашний начальник районного отдела образования Новожилова Татьяна Григорьевна предложила мне работу в родном Усть-Камчатске, и я решила вернуться. Здесь по сей день и тружусь», - рассказала Антонина Геннадьевна.

В связи с техническим прогрессом в век интерактивных технологий и вступлением в силу Федерального стандарта дошкольного образования она решила продолжить обучение и в 2017 году окончила Академию дополнительного профессионального образования по специальности «Клиническая логопедия. Коррекционно-восстановительная помощь лицам с расстройствами речевой деятельности».

Общий стаж работы учителем-логопедом Антонины Геннадьевны Михалевой составляет 23 года. Из них 14 лет на базе детского сада «Снежинка», где за всё это время устранила речевые нарушения у 435 юных устькамчатцев.

Многих родителей, которые обращаются за консультациями, интересует, с какого возраста нужно начинать заниматься с ребёнком. Антонина Геннадьевна пояснила: «Оптимальный возраст для начала общих развивающих упражнений с младенцем – от трёх месяцев, однако можно стартовать и с первых дней жизни. А вот для занятия с логопедом надо обратить внимание, не отстаёт ли ребёнок (около пяти лет) в речевом развитии от сверстников. Целью логопедического пункта в детском саду является оказание коррекционно-развивающей помощи детям, имеющим нарушения речевого развития в возрасте от пяти до семи лет».

Самое частое расстройство речи, которое встречается у дошкольников и младших школьников, – это так называемая дислалия. Она заключается в нарушении звукопроизношения при сохранном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата, т.е. ребёнок физически развит нормально, но не может произнести какой-то звук либо заменяет его другим. «Но есть дети, которые просто подражают своим родителям, если те сами неправильно произносят звуки», - объяснила Антонина Геннадьевна.

Особенно часто встречается неправильное произношение шипящих звуков Ш, Ж, Ч, Щ (это нарушение называется «сигматизм»). Дети нередко заменяют их звуками С, З. Некоторые ребята вместо звука Л произносят У, Н, Д, ЛЬ и Р. Нарушения произношения звуков Р и РЬ встречается довольно часто у ребят, которые имеют стоматологические проблемы. К ним относятся короткая уздечка внутреннего язычка, нарушения прикуса. К частым дефектам также причисляется и межзубный сигматизм, этот вид речевых расстройств бывает при просовывании кончика языка между зубами.

Никакая работа не обходится без трудностей: «Первая из них, с которой мне пришлось столкнуться, – это то, что с каждым годом количество детей с речевыми нарушениями увеличивается. А охватить такое число нуждающихся ребят практически невозможно. Вторая – в связи с тем, что мы находимся в отдалённом районе, у меня нет возможности передавать свой опыт и использовать опыт своих коллег. А для того чтобы им обмениваться, нужны методические объединения, которых так не хватает».

Работа логопеда одновременно очень трудна, важна и интересна. Ведь каждый ребёнок индивидуален и у него свои особенности развития, и логопед обязан найти подход к любому. В значимости профессии не приходится сомневаться: правильная речь благоприятствует дальнейшему всестороннему развитию детей. Логопедическая деятельность базируется на знаниях в области педагогики, психологии, физиологии, неврологии, дефектологии, языкознания.

 «Свою работу я люблю. Нахожу её особенной, так как каждый день наблюдаю, как речь моих воспитанников становится всё лучше. И не жалею, что когда-то решилась поменять свою специальность», - подытожила Антонина Геннадьевна.

Логопед – серьёзная профессия. Его помощь является весьма важной и необходимой в современном обществе, так как по официальным статистическим данным количество речевых расстройств у людей растёт с каждым годом. Коррекция речи – это довольно сложный и длительный процесс, который требует терпения и дисциплинированности человека. Специалисты-логопеды работают в школах, в поликлиниках, в детских садах, открывают свои собственные кабинеты, но объединяет их одна общая черта: все без исключения стремятся помочь своим пациентам. Ведь как бы там ни было, их работа сродни работе физиотерапевтов: корректируя речь, они возвращают человеку роскошь общения, дают ему возможность активно жить в обществе и успешно развиваться.

В профессиональный праздник мы поздравляем всех логопедов Усть-Камчатского района и желаем здоровья, успехов в трудовой деятельности, терпения и удачи!

 Анна Шарабурова

 

Какое у вас образование?

Результаты голосования
  • Правительство Камчатского края
  • Законодательное Собрание Камчатского края
  • Оцените эффективность деятельности органов местного самоуправления
  • Госуслуги Камчатского края
  • Электронный информационно-образовательный комплекс Камчатского края
  • Сайт переписи населения 2020
  • #МЫВМЕСТЕ