Официальный сайт Усть-Камчатского муниципального района

Легко ли быть оператором котельных?

14 марта 2017

Ко Дню работников ЖКХ мы разузнали все тонкости одной из важных профессий (+фоторепортаж).

Ко Дню работников ЖКХ мы разузнали все тонкости одной из важных профессий.

Коммунальная сфера включает в себя обширное количество специальностей: слесари, сантехники, дворники, водители спецтехники, сварщики и многие другие. В числе этих значимых, но порой незаметных для населения профессий есть ещё одна – оператор котельной. Жители знают, что дома должно быть, прежде всего, тепло, и мы решили рассказать о людях, которые следят за тем, чтобы в каждую квартиру беспрерывно поступало отопление. Для этого отправимся на теплоучасток ООО «Коммунэнерго Усть-Камчатского муниципального района».

В штате предприятия трудятся четыре оператора, обслуживающих котельные на жидком топливе в микрорайоне Погодном. Это Пётр Иванович Колиниченко, Сергей Семёнович Чистяков, Сергей Александрович Примаков и Максим Олегович Бертов. В сутки дежурят по два оператора, каждый по 12 часов с 8 утра или с 8 вечера.

Рабочий день теплоучастка начинается, как и положено, с планёрки.

- Обсуждаем, кто чем будет заниматься в течение смены. Сначала ночной оператор докладывает, как прошло дежурство и что за это время произошло. И в соответствии с его отчётом корректируем планы на день. Сегодня, например, двум специалистам нужно «залить» новый установленный котёл на котельной № 8. В 10-00 сварщик поедет на котельную №4 устранять утечку, - пояснил цель утренней встречи работников мастер теплоучастка Виктор Геннадьевич Крючков.

Распределив работу, все отправляются по заданиям. Главная задача оператора котельной – контролировать работу вверенных ему теплоснабжающих объектов. Для этого примерно каждые два часа ему необходимо совершать их обход. В день (когда мы пришли) заступил на дежурство оператор котельной Максим Бертов. Молодой парень получил в ДВГТУ специальность «инженер промышленной теплоэнергетики» и третий год работает в коммунальном предприятии Усть-Камчатска. Кстати, обучение в вузе ему оплатила администрация Усть-Камчатского района, и по контракту он должен отработать три года.

И вот, после планёрки, мы вместе с Максимом принялись за работу. Первая из восьми котельных на Погодном, которые нужно было обследовать, стала № 5.

Всё, что я знала о котельных в нашем посёлке, − это то, что они представляют собой небольшие «дымящиеся» домики, к которым регулярно подъезжают бензовозы. Как же всё-таки устроены эти «обогреватели»? Всё довольно-таки просто на первый взгляд: топливо посредством насосов поступает в горелки, которые нагревают огромные котлы с водой, и затем подогретая жидкость попадает в системы отопления и горячего водоснабжения. Топливо, а именно ГСМ, находится в ёмкостях, расположенных в большинстве случаев под землёй и пополняемых практически ежедневно. Разово завозят около 4000 тонн горючего. Мощности каждой котельной хватает на обеспечение важными коммунальными услугами жителей примерно пяти домов либо четырёх домов плюс социальный или административный объект. Вроде бы ничего сложного, но… как и в любой работе, существует множество своих нюансов.

Итак, при входе в котельную сразу от непривычного грохота закладывает уши, а в глаза бросаются большие круглые ёмкости, стоящие в ряд. Забегая вперёд, скажу, что котлов на наших объектах теплоснабжения за время обхода я наблюдала от двух до пяти. Объём большинства имеющихся у предприятия котлов – 720 литров, каждый выдаёт 400 ккал/час.

- В основном постоянно функционируют в каждой котельной по три котла. Два из них работают на подачу отопления и один – ГВС. Остальные являются резервными. На случай если произошла авария, мы можем переключиться на запасной котёл, пока неисправный ремонтируют, - объяснил Максим.

Единственная котельная, где функционируют два котла, по одному на каждую коммунальную услугу, − это котельная № 20. С её помощью отапливаются и снабжаются горячей водой многоквартирные дома по линии от № 12 до № 27 на ул. 60 лет Октября. Совсем недавно, в декабре 2016 года, здесь установили два новых котла для подачи ГВС и отопления. Теплопроизводительность первого достигает 500 МВт, второго – 1000 МВт.

Зайдя в помещение, оператор проверяет, всё ли в порядке, и снимает главные показатели: температуру и давление воды. Что касается последнего, то рабочее давление в системе составляет 3-4 кг/кв. см, о чём свидетельствует манометр.

Градус подачи воды для системы отопления в своём преимуществе зависит от температуры наружного воздуха. В каждой котельной размещён температурный график, где к тому же предусмотрено повышение градуса от силы ветра.

- Сейчас на улице температура воздуха равна -1 0C, и согласно графику градус подаваемой воды для отопления должен быть равен 52, наши показатели чуть больше – 53 0С. А для горячего водоснабжения установлен постоянный показатель на подаче – 60 0С. Также смотрим значения «обратки»: максимальный перепад температуры не должен превышать 10-15 градусов, - рассказывает собеседник.

Проверив показания, Максим приступил к визуальному осмотру оборудования: исправно ли работают горелки, нет ли утечек воды.

- Если неполадки с горелками, тогда мы сначала сами выискиваем причину и устраняем, если это в наших силах. К примеру, иногда самое элементарное бывает – какой-нибудь элемент загрязнился. Мы его чистим. По каждой мелочи мастеру не звоним, только если что-то серьёзное произошло. Например, горелка не запускается, тогда сообщаем начальству, потому что, может, у неё что-нибудь с электроникой случилось, нужен специалист, - продолжает рассказ оператор.

На горелках установлены фильтры, которые забиваются примесями от ГСМ, работникам приходится их чистить примерно раз в месяц или в два. По словам Максима, для этого они отключают горелку, перекрывая поступление топлива. Чистка фильтров – недолгий процесс, занимающий по времени минут 15-20, поэтому за такой короткий период котёл не успевает остыть. У значительной части горелок фильтры заменяются на запасные. Но так как постоянное приобретение фильтров довольно затратно для предприятия и проблематично с доставкой, решено было испробовать другие, которые можно почистить, и их приобрели в начале текущей зимы.

И самое главное, что нужно сделать оператору во время обхода котельных, – это дополнить топливом из подземных ёмкостей цистерну, от которой горючее поступает к горелкам. Такая подкачка проводится каждые два часа по мере расхода топлива. Если обход идёт по графику, то одна подкачка занимает около 10 минут. Для простоты определения уровня горючей жидкости в бойлере имеется соответствующая шкала, самостоятельно нанесённая на стены.

Для пожарной безопасности в каждой котельной имеются огнетушители, а также установлена система автоматического тушения «Буран». Несомненно, такое оборудование в помещениях с легковоспламеняющимися жидкостями просто обязано быть.

Следить постоянно нужно и за электроснабжением, потому что даже кратковременное его отключение может привести к сбою работы горелок. Оператор в этом случае незамедлительно идёт проверять все котельные. А для аварийных случаев с  отключением электричества на долгое время предусмотрены генераторы.

Ну вот, первая котельная осмотрена, топливо подкачено. Переходим на следующую и повторяем все процедуры. За раз оператору необходимо обойти и проконтролировать функционирование восьми котельных. Вся проверка занимает около двух часов, когда всё нормально и в порядке. Таким образом, за смену оператор совершает в среднем пять обходов.

- Мы стараемся поддерживать уровень топлива в норме: два часа обошли, немного передохнули и снова на обход. Как раз за это время количество горючего в цистернах убавляется, - говорит Максим Бертов.

После обхода оператору необходимо все данные наблюдения занести в соответствующий журнал: температуру наружного воздуха, подачи и «обратки» воды, показания давления на входе и выходе. При необходимости нужно указать обнаруженные неисправности.

- В прошлое моё ночное дежурство на котельной № 8 в щитовом ящике я почувствовал запах гари проводки. Позвонил мастеру, он посмотрел и вызвал электриков, которые устранили неполадку. Это всё записано в журнале, - рассказал собеседник.

Также в отчётной книге имеется графа, куда вносятся общие данные завоза, расхода топлива и остаток его за сутки. Их указывает оператор, нёсший ночное дежурство, по состоянию на 8 утра.

Первый обход завершён, данные зафиксированы в журнале, можно немного передохнуть перед следующим осмотром котельных.

На вопрос: «Тяжело работать?» Максим Бертов ответил, что в целом нормально. Конечно, случаются трудные дни, к примеру, когда зимой в пургу приходится выходить с лопатой, чтобы откапать вход в котельную и заливные ёмкости. В ночную смену тоже не расслабишься, так как функции те же, что и днём.

Всё же такие специальности не назовёшь лёгкими. За тяжкий труд работникам за вредность на производстве выделяют молоко (в денежном эквиваленте), стиральный порошок и мыло. 12 часов непрерывного труда измотают любого, но только не стойких мужчин, трудящихся в самой сложной сфере – жилищно-коммунальном хозяйстве. Такие коллективы всегда особо сплочены, потому что к такому либо привыкают, либо ищут другое место.

В профессиональный праздник хочется пожелать всем работникам жилищно-коммунального хозяйства крепкого здоровья, семейного и материального благополучия, счастья и, главное, благодарных жителей, понимающих всю сложность и ответственность их работы!

Наталья Нарышкина

Какое у вас образование?

Результаты голосования
  • Правительство Камчатского края
  • Законодательное Собрание Камчатского края
  • Оцените эффективность деятельности органов местного самоуправления
  • Госуслуги Камчатского края
  • Электронный информационно-образовательный комплекс Камчатского края
  • Сайт переписи населения 2020
  • #МЫВМЕСТЕ