Официальный сайт Усть-Камчатского муниципального района

296 лет на страже закона!

15 января 2018

12 января 2018 года прокуратуре России исполняется 296 лет.

12 января в 1722 году указом Петра Великого при Сенате был впервые учрежден пост генерал-прокурора. Так в истории России возник институт прокуратуры, первоначально в лице «стряпчего о делах государственных» Павла Ягужинского.

День работников прокуратуры Российской Федерации отмечается с 1996 г. по указу президента Российской Федерации от 29.12.1995 «Об установлении Дня работника прокуратуры Российской Федерации».

Главное в работе прокуратуры – это ее правозащитная функция. Самыми важными были и остаются надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, защита законных интересов государства.

Прокуратура Российской Федерации, являясь органом федеральной государственной власти, в целях обеспечения верховенства Конституции Российской Федерации и федерального законодательства, защиты прав и свобод человека и гражданина, охраняемых законом интересов Российской Федерации и ее субъектов, муниципальных образований осуществляет надзор за соблюдением законности и правопорядка в России.

Фундамент современной российской прокуратуры закладывался Петром I, который учредил прокуратуру в России 12 января 1722 года. В Именном высочайшем указе Петра I Правительствующему сенату отмечалось: «Надлежит быть при Сенате Генерал-прокурору и Обер-прокурору, а также во всякой Коллегии по прокурору, которые должны будут рапортовать Генерал-прокурору». Спустя несколько дней были введены должности прокуроров и при надворных судах. При создании прокуратуры Петром I перед ней ставилась задача «уничтожить или ослабить зло, проистекающее из беспорядков в делах, неправосудия, взяточничества и беззакония».

18 января император Петр I назначил графа Павла Ивановича Ягужинского первым генерал-прокурором Сената. Представляя сенаторам генерал-прокурора, Петр I сказал:«Вот око мое, коим я буду все видеть». Эта же мысль нашла свое отражение и в указе от 27 апреля 1722 года «О должности Генерал-прокурора»: «И понеже сей чин яко око наше и стряпчий о делах государственных». Указ устанавливал основные обязанности и полномочия генерал-прокурора по надзору за Сенатом и руководству подчиненными органами прокуратуры.

Екатерина II придавала должности генерал-прокурора исключительно важное значение. В 1764 году, при вступлении в должность генерал-прокурора, князь Александр Алексеевич Вяземский получил от императрицы собственноручно написанное ею «секретнейшее наставление», в котором не очерчивались какие-либо границы его служебных обязанностей, а давались принципиальные установки его взаимоотношений с Сенатом и сенаторами, обращалось внимание на те вопросы, которым он должен был уделить внимание в первую очередь. Так, например, императрица предложила тщательно следить за «циркуляцией денег» в государстве, досконально вникнуть в дело о «выписывании серебра», продумать вопрос об ограничении корчемства, в котором, по ее словам, столько виноватых, что пришлось бы наказывать целые провинции.

В отдельные периоды российской истории генерал-прокурор выступал не только как блюститель законов, но и как министр финансов, внутренних дел. Особенно наглядно это проявилось во времена царствований Екатерины II и Павла I. Начиная же с 1802 года, генерал-прокурор стал одновременно и министром юстиции. Судебная реформа 1864 года установила «Основные начала судебных преобразований», которые в части, касающейся судоустройства, определяли, что «при судебных местах необходимы особые прокуроры, которые по множеству и трудности возлагаемых на них занятий, должны иметь товарищей», а также констатировали, что «власть обвинительная отделяется от судебной».

24 ноября 1917 года высшим органом власти в стране – Советом народных комиссаров – был принят Декрет о суде № 1, согласно которому были упразднены существовавшие до Октябрьской революции суды, институты судебных следователей, прокурорского надзора, а также присяжной и частной адвокатуры. Их функции взяли на себя вновь созданные народные суды, а также революционные трибуналы. Для производства предварительного следствия были образованы особые следственные комиссии.

Уже в 1922 году 28 мая было принято Положение о прокурорском надзоре, согласно которому в составе Народного комиссариата (наркомата) юстиции была учреждена Государственная прокуратура.

После учреждения Прокуратуры Верховного Суда Союза ССР в стране начали функционировать две системы, организационно не связанные между собой: названная прокуратура и прокуратуры союзных республик в системе наркоматов юстиции.

20 июня 1933 года была образована Прокуратура Союза ССР на которую возлагались: надзор за соответствием конституциям и постановлениям Правительства Союза ССР постановлений и распоряжений отдельных ведомств СССР и союзных республик и местных органов власти, наблюдение за правильным и единообразным применением законов судебными учреждениями союзных республик с правом истребования любого дела в любой стадии производства, опротестования приговоров и решений судов в вышестоящие судебные инстанции и приостановления их исполнения, возбуждение уголовного преследования и поддержание обвинения во всех судебных инстанциях на территории СССР, надзор на основе особого положения за законностью и правильностью действий ОГПУ, милиции, уголовного розыска, деятельности исполнительно-трудовых учреждений, общее руководство деятельностью органов прокуратуры союзных республик.

Законом, принятым Верховным Советом СССР 19 марта 1946 г., прокурору СССР присвоено наименование генеральный прокурор СССР. 28 декабря 1955 года было утверждено положение о прокурорском надзоре в СССР, которое впервые четко конкретизировало основные функции высшего надзора по всем его отраслям.

Наиболее заметным нововведением стала статья 29, предусматривающая, что в случае, если Генеральный прокурор СССР усматривает, что постановление пленума Верховного Суда СССР не соответствует закону, он обязан войти по этому вопросу с представлением в Президиум Верховного Совета СССР. Таким образом, Генеральный прокурор СССР наделялся законным правом требовать отмены или изменения уже принятого высшим органом судебной власти СССР решения.

30 ноября 1979 года был принят закон о прокуратуре СССР, в котором впервые законодательно закреплялось то, что органы прокуратуры составляют единую и централизованную систему – прокуратуру СССР, возглавляемую Генеральным прокурором СССР, с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим.

Такое построение прокурорской системы повторил и Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации», принятый 17 января 1992 года, в котором прокуратура Российской Федерации определяется как единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации (ч. 1 ст. 1 ФЗ).

Общегосударственная значимость возложенных на прокуратуру функций предопределила ее статус как конституционного органа, закрепленного в главе 7 Конституции Российской Федерации «Судебная власть», принятой 12 декабря 1993 г. Статья 129 Конституции Российской Федерации определяет, что прокуратура Российской Федерации составляет единую централизованную систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору Российской Федерации. Конституция Российской Федерации устанавливает и особый порядок назначения и освобождения от должности Генерального прокурора Российской Федерации – законодательным органом власти (Советом Федерации) по представлению президента Российской Федерации.

На территории Усть-Камчатского и Алеутского муниципальных районов районы осуществляется свои надзорные полномочия Усть-Камчатская межрайонная прокуратура.

Ежедневно прокурорские работники на этих территориях решают вопросы соблюдения федерального законодательства, противодействия коррупции и соблюдения прав граждан в различных сферах правоотношений, защищают трудовые права работников, права несовершеннолетних и предпринимателей. Под надзором прокуратуры – законность нормативных актов, издаваемых органами местного самоуправления района и поселений, расследование преступлений и поддержание обвинения от имени государства, координация деятельности правоохранительных органов района по борьбе с преступностью и многие другие направления деятельности.

Коллектив межрайонной прокуратуры состоит из 10 человек, включая прокурора. Из них в поселке Усть-Камчатске с прокурором работают два заместителя – Корнильев Валентин Михайлович и Пак Роман Викторович, старший помощник межрайонного прокурора Супруненко Игорь Вадимович, старший специалист 1 разряда Пасичнюк Неля Николаевна, а также водитель прокуратуры Галимов Эдуард Радикович.

На самостоятельном участке с дислокацией в поселке Ключи Усть-Камчатского района трудятся заместитель межрайонного прокурора Говоров Артём Вячеславович, старший помощник межрайонного прокурора Ли Игорь Степанович, помощник межрайонного прокурора Красношлыкова Оксана Сергеевна и водитель Сергей Александрович Красношлыков.

Несмотря на небольшую численность, сотрудники межрайонной прокуратуры выполняют большой объем работы и успешно справляются с поставленными задачами. За добросовестный труд многие работники Усть-Камчатской прокуратуры поощрялись приказами Генерального прокурора Российской Федерации и прокурора края.

 Межрайонный прокурор, советник юстиции А.Ю. Штокин

Какое у вас образование?

Результаты голосования
  • Правительство Камчатского края
  • Законодательное Собрание Камчатского края
  • Оцените эффективность деятельности органов местного самоуправления
  • Госуслуги Камчатского края
  • Электронный информационно-образовательный комплекс Камчатского края
  • Сайт переписи населения 2020
  • #МЫВМЕСТЕ